Театр
История театрального искусства Венгрии уходит своими корнями во времена, предшествующие принятию христианства в стране. Исследователи полагают, что зачатки зрелищного искусства следует искать в языческих обрядах кочевников, пришедших на территорию Венгрии в IX веке. В средневековых хрониках упоминаются венгерские скоморохи и певцы-музыканты игрицы, выступавшие во время народных праздников. Вместе с принятием христианства в Венгрию пришли литургическая драма и мистерия на латинском языке. Впрочем, церковная драма не получила здесь распространения.
В начале XVIII века у некоторых знатных дворянских семейств (Эстерхази, Пальфи и др.) появились придворные театральные труппы, игравшие преимущественно на немецком и итальянском языках. Однако в это же время наряду с религиозными постановками в церковных школах иезуитского, пиаристского и других орденов начали ставить первые спектакли на венгерском языке. В народной среде пользовались популярностью спектакли школьного театра, репертуар которого составляли интермедии и жанровые сценки. Иногда ставили пьесы известных авторов, например комедии Мольера.
Первый профессиональный театр появился в Венгрии в 1790 году, когда в стране начали усиливаться антигабсбургские настроения. Актер и театральный деятель Л. Келеман создал в Пеште театральную труппу, в которой играли энтузиасты-любители. Труппа Келемана просуществовала до 1796 года. В ее репертуар входили пьесы Шекспира («Отелло», «Ромео и Джульетта»), Лессинга («Минна фон Барнхельм»), Шиллера («Разбойники»), Мольера («Мнимый больной») и др. В 1792 году в городе Клуже (Трансильвания) открылся еще один крупный театр, руководителями которого стали братья Фейер. Среди выдающихся венгерских актеров первого поколения следует отметить имена комика П. Янчо, актрисы А. Моор, трагиков Я. Патко и Л. Келемана. Тем не менее в стране продолжал доминировать немецкий театр, пользовавшийся поддержкой властей и крупнопоместного дворянства. Многие театральные труппы вели бродячий образ жизни, выступая перед простыми зрителями в селах и степных городах.
В 1837 году в Пеште был открыт театр «Мадьяр Синхаз», получивший в 1840 году название Национального театра. В его репертуар вошли драматические и оперные спектакли по классическим, современным отечественным и зарубежным произведениям. Это было время, когда антигабсбургские настроения в обществе достигли своего апогея, вылившись в освободительную революцию 18481849 годов, поэтому во многих постановках «Мадьяр Синхаза» присутствовала идея борьбы за национальную независимость. 15 марта 1848 года в театре состоялась премьера спектакля «Банк-Бан» по пьесе выдающегося венгерского драматурга И. Катоны. В основе произведения лежит исторический факт заговор венгерских дворян против королевы-немки, правившей Венгрией во время военного похода в Галицию короля Эндре II, и убийство ее одним из заговорщиков. Всенародное возмущение властью чужеземцев, выдвинутое Катоной на первый план, и переходящее в открытое восстание и кровавое столкновение с королевскими войсками нашло горячий отклик среди публики. Пройдя проверку временем, «Банк-Бан» стал классикой венгерского театра и по сей день пользуется огромной зрительской популярностью.
После поражения революции Национальный театр долгое время находился в упадке. В 70-е годы его руководителем стал выдающийся венгерский режиссер Э. Паулаи. Он осуществил постановку пьес Шекспира, Гоголя («Ревизор»), Ибсена («Нора») и др., дав классическим произведениям новую реалистическую трактовку. Кроме того, Паулаи привлек к своей работе выдающуюся венгерскую трагическую актрису М. Ясаи и талантливого драматурга Г. Чики.
В конце XIX века в Будапеште был открыт ряд новых театров Народный театр в Буде (1861), Пештский народный театр (1875), «Вигсинхаз» (1896) и др. Появились театральные здания и в других городах страны в Сегеде, Сомбатхее, Секешфехерваре…
Начало XX века для венгерского театра было ознаменовано поиском новых выразительных средств и способов игры. Именно в это время группа прогрессивной интеллигенции во главе с режиссером Ш. Хевеши организовала в Будапеште театр-студию «Талия», осуществлявшей постановки новой драматургии (пьесы Хейерманса, Ибсена, Гауптмана, Горького). В период между двумя мировыми войнами в Венгрии появилось множество частных театров. Их руководители преследовали главным образом коммерческие цели, ориентируясь на невзыскательную публику, поэтому в частных театрах господствовал развлекательный репертуар. В 1949 году все театры Венгрии были национализированы. В духе эпохи их репертуар составили произведения мировой и отечественной классики пьесы Шекспира, Мольера, Островского, И. Катоны, М. Верешмарти, И. Мадача. Структура, при которой театры финансировались государством и работали как репертуарные, сохранялась до 1989 года.
Смена политического режима вдохнула новую жизнь в развитие венгерской культуры. Появилось множество альтернативных театров, в которых стали работать молодые талантливые режиссеры и актеры. Постепенно начали возникать профильные театры, ориентирующиеся на собственную публику. Сегодня, помимо так называемых художественных театров (театр им. Йожефа Катона, театр им. Родноти), есть театры, ставящие коммерческие спектакли и ревю (театр им. Атила Йожефа, Камерный театр им. Мадача, «Сцена Видам», театр им. Каринти). Театры «Мерлин», «Студио К.», «Скене», «МУ» совмещают в своем репертуаре экспериментальные постановки с популярными кассовыми спектаклями. Внутри театральной структуры особое место занимает театр Барка. Работая как театральное и культурное общество, он включает в себя репертуарный театр, художественный центр и театральное ателье. Здесь ставят как классические, так и экспериментальные спектакли.
Вместе с обретением долгожданной политической свободы появилась необходимость обновления театрального искусства. Теперь, когда стало возможным в открытую говорить о проблемах современности, когда настал век информационной открытости, зритель ждет от театра нечто нового, неожиданного и интересного. Сейчас в Венгрии немало талантливых театральных режиссеров, каждый из которых разработал собственный глубоко индивидуальный творческий стиль. Наиболее известны постановки Эстер Новак, Чаба Киша, Арпада Шилинга, Шандора Жотера, Роберта Алфёлди и Петера Телихаи.
Богатую и неоднородную театральную жизнь Венгрии характеризуют еще и регулярно проходящие здесь фестивали. Одним из самых известных и крупных из них является Всевенгерский театральный фестиваль, организуемый в начале июня в разных городах страны. В апреле проходит фестиваль альтернативных театров. Есть фестиваль венгерскоязычных театров окружающих стран с венгерским населением (в городе Кишвард, в середине июня), фестиваль любительских театров (каждые два года), танцевальных театров и театров оперетт (март). Большой резонанс имеют международные театральные фестивали, проходящие в Венгрии в июле и августе в городе Сегед, в октябре в Будапеште в театре «Скене».
Заслуженной популярностью пользуется в Венгрии кукольный театр, история которого берет свое начало в далеком прошлом страны. Первые представления с марионетками устраивали иностранцы преимущественно немцы. Во второй половине XIX века появились спектакли на венгерском языке. К концу века главным героем представлений стал Витез Ласло, сменивший немецкого Касперле. Через некоторое время появился и другой постоянный персонаж Паприка-Янчи (Иванушка-Перец). Первый кукольный театр в Венгрии возник в 1911 году и просуществовал до Первой мировой войны. В послевоенные годы был предпринят ряд попыток создать постоянные театры кукол, однако все они просуществовали недолго. Осуществить давний замысел удалось лишь после Второй мировой, если быть точнее, в 1947 году. Именно тогда в Будапеште был основан театр «Мешебарланг» («Пещера сказок»), с 1949 года носящий название «Венгерский государственный театр кукол». Этот театр любят посещать не только дети, но и взрослые. Помимо Государственного театра, в Венгрии существует множество самодеятельных кукольных коллективов. Их работой руководит Государственный институт народного искусства.
Среди молодой интеллигенции огромной популярностью пользуются спектакли танцевальных театров. Наиболее известные из них «Театр-Шаман», труппа Ивет Божик, «Среднеевропейский танцевальный театр», Dream Team, театр «Артус». В своих выступлениях они используют самую разную танцевальную технику от абстрактного танца до совместного выступления танцоров и актеров, находясь в постоянном поиске новых форм выражения.