Музыка
Венгерская музыка неотъемлемая часть культуры этой страны. На протяжении всего года в Венгрии проходят всевозможные концерты и фестивали. Конечно же, главным «эпицентром» музыкальных событий является Будапешт. Здесь можно найти музыкальные мероприятия на любой вкус. Так, например, каждое лето на Обудайском острове проводится известный фестиваль «Сигет». Ежегодно на него приезжает более 400 тысяч человек из разных уголков мира. Живут они здесь же, на острове: разбивают палатки и веселятся от души, дожидаясь вечера, когда на сцену выходят знаменитые группы и исполнители. Среди гостей фестиваля в разное время были такие мировые звезды, как David Bowie, The Prodigy, The Cardigans, Rammstein, Morcheeba, Placebo, HIM, Muse, Sugababes, The Pet Shop Boys, Nick Cave, Natalie Imbruglia, The Rasmus и многие другие.
Любители классической музыки могут насладиться великолепной игрой музыкантов в Будапештской консерватории, одном из старейших концертных залов страны. Поклонников оперы ждет роскошное здание Венгреского государственного оперного театра. Тем же, кто предпочитает более легкий жанр оперетты, рекомендуем посетить Будапештский театр оперетты, в богатый репертуар которого входят такие всемирно известные мюзиклы, как «Ромео и Джульетта», «Моцарт», «Красавица и чудовище» и другие. В гостеприимных тавернах и ресторанах раздаются звуки зажигательной цыганской музыки, а танцевальные коллективы исполняют знаменитый чардаш. Начиная с весны и заканчивая осенью музыку можно услышать на самых разных подмостках и сценах, под открытым небом и среди колоритных декораций. В импозантных дворцах, некогда принадлежавших богатым дворянским семьям, исполняются концерты классической музыки и проходят оперные постановки, в средневековых крепостях звучат старинные музыкальные инструменты, в городках и деревеньках проходят фестивали с народными песнями и танцами…
Безусловно, Венгрия является одной из самых музыкальных стран Европы, где современные направления мирно уживаются с классикой и народным творчеством.
Народная музыка
Венгрия имеет богатую музыкально-танцевальную традицию. Она крайне разнообразна и включает в себя черты музыкальной культуры соседних стран и регионов Румынии, Словакии, северной Польши, Моравии… Вплоть до XIX века венгерскую народную музыку отождествляли с музыкой, которую исполняли цыганские оркестры. Она возникла в конце XVIII века и называлась вербункош. Под вербункошом подразумевают не только музыкальный стиль, но и одноименный танец, для которого характерен постепенный переход от медленных темпов к быстрым. Подобный переход имел особое смысловое значение он символизировал национальный венгерский характер (стоит заметить, что появился он как раз в эпоху пробуждения национального самосознания). Первоначально вербункош исполняли во время набора рекрутов, чтобы вдохновить юношей на вступление в ряды армии. Известная мелодия в стиле вербункоша так называемый марш Ракоши вошел в произведения композиторов Ференца Листа и Гектора Берлиоза. Происхождение вербункоша точно не известно, однако установлено, что он включает в себя черты старинных венгерских танцев, равно как элементы балканской, славянской, левантинской, итальянской и венецианской музыки. С течением времени вербункош приобрел популярность не только в крестьянской среде, но и у представителей дворянства. К концу XVIII века народный музыкальный стиль часто встречался в оперных постановках, произведениях камерной и фортепьянной музыки. В XIX веке вербункош начали воспринимать как неотъемлемую часть музыкального романтизма Венгрии. Во многом это произошло благодаря творчеству выдающегося скрипача того времени Панны Цзинки, композитора Антала Чермака и руководителя цыганского оркестра Яноша Бихари. Среди музыкантов современности, исполняющих вербункош, наиболее известны представители музыкальной династии Лакатошей Шандор и Роби Лакатош.
Долгое время венгерскую народную музыку отождествляли с музыкой цыган. Действительно, Венгрия всегда была одной из тех европейских стран, где она получила наибольшее развитие. И в наши дни цыганская музыка Венгрии пользуется заслуженной славой в мире. В число наиболее известных исполнителей входят Андо Дром, Романи Рота, Кайи Яг, Симеа Лакотоши, широко известны цыганские музыкальные коллективы Hungarian Gypsies, Project Romani, Kalman Balogh’s Gypsy Cimbalom и другие. Цыганская музыка постоянно развивается, в ней появляются новые направления и стили, среди которых наибольшей известностью пользуется цыганский джаз.
В отличие от цыганской музыки, подлинное народное музыкальное искусство Венгрии долгое время было скрыто в крестьянской среде. Благодаря деятельности таких выдающихся композиторов, как Бела Барток и Золтан Кодай, оно стало известно широкой публике. Анализируя народные мелодии, Кодай и Золтан установили, что венгерская народная музыка основана на одном из древнейших звукорядов пентатонике, впервые появившейся у древних народов Азии, Америки и Океании. Пентатоника это звуковая система, содержащая 5 звуков в октаве. Эту же систему использовали и народы финно-угорской группы.
В 1970–е годы в Венгрии появилось движение «танцхаз», участники которого выступают против усредненной фольклорной музыки и стараются сохранить странные песенные традиции. Название движения, в переводе на русский означающее «танцевальный дом», связано со странным трансильванским обычаем: молодежь села снимала за плату дом, чтобы проводить там вечеринки с танцами. В 70-е годы этот обычай переняли молодые венгры, посещавшие Трансильванию. Среди них были музыканты и этнографы, которых привлекала сохранившаяся почти что в первозданном виде народная культура.
Танцевальные дома начались с деятельности Белы Халмоша и Ференца Шебо, занимавшихся коллекционированием крестьянских народных инструментов и песен, а также Дьёрдя Мартина и Шандора Тимара, изучавших народные танцы. Возвращение к корням было с восторгом принято венгерским обществом, стремившимся выразить свой протест против официальной власти. В 80-е годы обычай проводить конец недели в домах танца стал одним из популярнейших альтернативных способов коллективного общения. Здесь оркестры на аутентичных инструментах (скрипке, трехструнной виоле-браче, венгерских цимбалах) исполняли старинную крестьянскую музыку, аккомпанируя певцам и певицам, перенявшим от крестьян традиционную манеру пения. И конечно же, ни один из таких вечеров не обходился без танцев, причем не только венгерских, но и соседних народов славян, греков, румын.
Среди исполнявшихся танцев был и знаменитый чардаш, без которого просто невозможно представить себе народную культуру Венгрии. Чардаш появился в первой трети XIX века. Своим происхождением он обязан вербункошу, а также крестьянским парным танцам разных областей Венгрии. «Популяризацией» танца занимались музыкальные цыганские коллективы, которые познакомили с ними жителей соседних Воеводины, Словакии, Словении, Хорватии, Трансильвании и Моравии. Главной особенностью чардаша является вариация темпов музыки от совсем медленных к очень быстрым. В зависимости от музыкального рисунка различают немало видов чардаша спокойный, оживленный, трясучку и т. п. Зажигательные мотивы чардаша вошли в произведения многих известных европейских композиторов Имре Кальмана, Ференца Листа, Иоганнеса Брамса, Иоганна Штрауса, Пабло де Сарасате, Петра Ильича Чайковского.
Классическая музыка
Классическая музыка составляет важную часть культурного наследия Венгрии. Имя самого выдающегося венгерского композитора Ференца Листа известно даже тем, кто далек от искусства. Лист родился 22 октября 1811 года в деревне Доборьян. Отец композитора работал управляющим в имении графа Эстерхази. Будучи сам музыкантом-любителем, он поощрял интерес сына к музыке и преподавал ему первые уроки игры на фортепиано. Первый концерт Листа состоялся в соседнем городке Шопроне, когда юному музыканту было всего 9 лет. В скором времени он был приглашен во дворец Эстерхази. Услышав игру талантливого мальчика, несколько венгерских дворян, друзей графа, вызвались оплатить его дальнейшее музыкальное образование. Ференц отправился учиться в Вену, где его преподавателями стали выдающиеся музыканты той эпохи А. Сальери и К. Черни. 1 декабря 1822 года состоялся первый венский концерт Листа, во многом предопределивший его дальнейшую судьбу критики и публика пришли в восторг от великолепной игры музыканта. С тех пор Листу были обеспечены полные залы. Значительное влияние на формирование творческого стиля композитора оказало творчество Г. Берлиоза и Ф. Шопена, с которыми он познакомился в конце 20-х годов. В начале 30-х годов кумиром Листа стал итальянский скрипач-виртуоз Николо Паганини. Композитор задался целью выработать столь же блестящий фортепианный стиль, и в скором времени уже практически не имел себе равных как пианист-виртуоз.
Музыкальное наследие Листа составляет более чем 1300 произведений, большая часть из которых фортепианные. Среди этого грандиозного списка самыми популярными произведениями являются знаменитые «Грезы любви», 19 Венгерских рапсодий, цикл из 12 трансцендентных этюдов, три цикла небольших пьес под название «Годы странствий». Листу принадлежат также более 60 песен и романсов для голоса с фортепиано и несколько органных сочинений. Значительную часть фортепианного наследия композитора составляют транскрипции и парафразы музыки других авторов, в том числе переложения симфоний Бетховена и фрагменты из произведений Баха, Беллини, Вагнера, Верди, Глинки, Гуно, Моцарта, Паганини, Сен-Санса, Шопена, Шуберта, Шумана и других.
Будучи приверженцем идеи синтеза искусств, Лист стал создателем жанра симфонической поэмы, которая была призвана выражать внемузыкальные идеи или пересказывать музыкальными средствами произведения литературы и изобразительных искусств. Единство композиции достигалось введением лейтмотивов, или лейтем, проходящих через всю поэму. Самые интересные из симфонических поэм Листа «Прелюдии», «Орфей» и «Идеалы».
Вплоть до последних дней своей жизни композитор продолжал давать концерты. Новаторство Листа проявилось не только в его произведениях, но и в самой манере его игры. Порывая со старой традицией, он развернул рояль так, что публика могла видеть профиль музыканта. Иногда Лист устраивал из своих концертов настоящие шоу ставил на сцену несколько инструментов и переходил от одного к другому, играя на каждом одинаково виртуозно. При этом, подобно современным рок-звездам, композитор в эмоциональном порыве нередко ломал инструменты, что приводило публику в неописуемый восторг.
В начале 1886 года Лист, которому тогда было 75 лет, отправился в Англию, где был принят королевой Викторией. Из Англии уставший и неважно себя чувствовавший композитор поехал в Байрот, чтобы принять участие в ежегодно проходившем там Вагнеровском фестивале. В этом городе 31 июля 1886 года он умер. Лист был одной из самых значительных фигур на музыкальном олимпе своей эпохи, чье творчество оказало сильное влияние на многих музыкантов последующих эпох.
Конец XIX начало XX века принято считать периодом наибольшего расцвета венгерской классической музыки. К этому времени относится творчество двух других выдающихся композиторов Венгрии Белы Бартока и Золтана Кодая. Именно они первыми открыли народное музыкальное искусство, веками скрытое в крестьянской среде. Своей деятельностью в 19051926 годах они положили начало сбору богатого и красивого песенного материала, и этим спасли его для мировой культуры. К наиболее популярным произведениям Бартока следует отнести шесть румынских танцев для фортепиано, некоторые из оркестровых произведений (Вторая сюита, Дивертисмент для струнного оркестра, Третий фортепианный концерт и др.), а также фортепианные и вокальные сочинения. Кодая прославили его «Венгерский псалом» на слова Четвертого псалма, а также сюита из оперы «Хари Янош». Кроме того, Кодай занимался музыкальной критикой и чтением публичных лекций. Ему принадлежит 4-томное собрание фольклорных материалов под названием «Венгерская народная музыка».
Венгрия является родиной многих других известных композиторов, дирижеров и музыковедов, таких как Эрнё Дохнайи (композитор и пианист), Ласло Лайты (композитор и музыкальный фольклорист), Штефана Хеллер (композитор), Антала Дорати (дирижер), Джоржа Селла (пианист и дирижер) и других.
Венгерская опера и оперетта
На протяжении более чем трех столетий Венгрия считается одной из ведущих оперных держав Европы. Одним из символов Будапешта является великолепное неоренессансное здание Венгерского государственного оперного театра, возвышающееся на проспекте Андраши. В начале каждого сезона перед ним выстраивается длинная очередь за абонементами.В Если подойти ближе, то можно заметить, что среди людей здесь стоящих всегда очень много молодежи. Возможно, это связано с тем, что венгерские оперные исполнители с удовольствием экспериментируют с музыкальными жанрами, привнося в классические постановки элементы современной музыки. Так, например, знаменитая исполнительница Эрика Миклоша предприняла попытку соединить оперу с техно, а в программе фестиваля «Сигет» нередко звучат оперные произведения в весьма неожиданной постановке.
Основоположником венгерской национальной оперы стал композитор и дирижер Ф. Эркель. Первая его опера «Мария Батори» была поставлена на сцене Национального театра в 1840 году. За ней появились и другие произведения композитора, среди которых наиболее известными являются опера «Ласло Хуньяди», «Банк Бан», «Король Иштван» и др. Самая колоритная и популярная опера Эркеля «Банк Бан». В 2001 году по ней был снят фильм, в котором сыграли такие всемирно известные звезды, как Ева Мартон и Андреа Рошт.
Во второй половине XIX века в репертуаре венгерских оперных театров появились произведения других композиторов М. Мошоньи, К. Терна, Ф. Доплера, Д. Часара, И. Богнара, К. Хюбера, Е. Кубая и других. К концу XIX века особой популярностью пользовались оперы К. Голдмарка.
Венгерская опера динамично развивается и в наши дни, появляются новые темы, обогащается исполнительская манера, трансформируется язык произведений. К композиторам молодого поколения принадлежат Д. Рааки (опера «Платье короля Помаде»), Т. Польгар (опера «Сваты») и др.