Венгрия              

Маршруты. Обуда: путешествие во времени

    К северу от Буды, совсем рядом с мостом Арпад спрятался третий исторический центр Будапешта — старая Обуда (вообще-то это традиционное выражение является тавтологией, поскольку приставка «о» в слове «Обуда» переводится как «старая»), или, как ее еще часто называют, Город королев. Такое название Обуда получила во времена правления короля Лайоша Великого (XVI век), подарившего эти земли своей матери, королеве Елизавете. Несмотря на небольшую территорию, в Обуде очень много интересных старинных памятников, и посетить ее непременно стоит.
    Дворец ЗичиЗа высокими стенами и массивными воротами на Главной площади (Fo tér) находится дворец Зичи. Это элегантное здание в барочном стиле принадлежало влиятельному роду венгерских аристократов Зичи, владевших всей Обудой в XVIII веке. Самым интересным представителем этого рода был, пожалуй, граф Геза Зичи (1849–1924), пианист и композитор. В юности он потерял правую руку, однако, несмотря на постигшее его несчастье, не только продолжил музыкальную карьеру, но и достиг потрясающей виртуозности исполнения. Между прочим, игру пианиста оценила не только венгерская публика: в 1889 году граф дал благотворительный концерт в Петербурге. В настоящее время во дворце Зичи расположился музей Лайоша Кошака, венгерского художника-авангардиста начала XX века. В служебных постройках дворца разместили свои экспозиции Музей истории Обуды, галерея, театр и музей Вазарели.
    В музее Вазарели (Vasarely múzeum) представлены работы известного французского художника и скульптора Виктора Вазарели (1908–1997). «Гуляющие под дождем»Вазарели — уроженец венгерского городка Печ — стал родоначальником стиля оп-арт (сокращенный вариант от англ. optical art — оптическое искусство). Представители этого художественного течения использовали в своем творчестве разные оптические иллюзии, основанные на восприятии плоских и пространственных фигур. Недалеко от музея Вазарели, на маленькой круглой площади, вы непременно обратите внимание на необычную скульптурную композицию. Четыре женщины под зонтиками, их плащи раздувает ветер, а на лицах застыли тревога и ожидание. Композиция называется «Гуляющие под дождем», а женщины под зонтиками ждут своих мужей, ушедших на фронт. Автор этой удивительной композиции — выдающийся венгерский скульптор Имре Варга. Совсем рядом с «Гуляющими под дождем» расположился музей, экспозиция которого посвящена творчеству Имре Варги. Музей является одним из самых интересных мест подобного рода не только в Будапеште, но и во всей Венгрии. Творчество Варги удивительно цельно, человечно и вместе с тем дегероизировано. В число самых выдающихся его работ входят скульптурные портреты Ференца Ракоци, Михая Кароя, Ференца Листа, памятник жертвам Холокоста на пештской стороне города. В СССР творчество Варги стало известно в 1980 году, после того как в журнале «Иностранная литература» была опубликована фотография памятника Ленину в Будапеште — огромное знамя с официозным портретом вождя и маленький старичок в кепке, отвернувшийся от него и спускающийся вниз по лестнице.
    На противоположной от площади Фё стороне стоит изящное здание приходской церкви Свв. Петра и Павла. Церковь была построена на пожертвования семьи Зичи и служила их фамильной усыпальницей.
    Музей АквинкумЕсли у площади Фё сесть на электричку и проехать три остановки в направлении Сентэндре (Szentendre), то можно совершить путешествие во времени на две тысячи лет назад. Именно здесь находится Музей под открытым небом Аквинкум (Aquincum), демонстрирующий обнаруженные во время археологических раскопок остатки древнеримского города. Этот город, построенный древними римлянами и представлявший собой военный лагерь с раскинувшимся вокруг него гражданским поселением, является предшественником современного Будапешта. Аквинкум был столицей провинции Паннония Великой Римской империи и, подобно другим римским поселениям, здесь были театр, форум, Капитолий, несколько храмов и общественные бани. От былого великолепия до наших дней дошли руины древнего военного амфитеатра, а также остатки домов и улочек древнего гражданского города. Один из самых необычных музеев этой части города — музей памятников «Будапешт XII». Добраться до него не так-то просто, поскольку придется пользоваться сразу двумя видами наземного транспорта: сначала на трамвае № 19 или 49 нужно доехать до остановки Etele ter, а оттуда — на желтом пригородном автобусе Volanbusz в направлении Дьёшдь — Эрд до остановки Szoborpark museum.
    Музей памятников, или парк-напоминание, как его еще называют — место, где собраны скульптуры коммунистического периода, удаленные с улиц города после смены политического режима 1989–90-х годов. Памятники венгерско-советской дружбы и освобождения, статуи одиозных личностей (Ленина, Маркса, Энгельса, Белы Куна и других), парадная трибуна коммунистических вождей, в лавках продаются диски с революционной музыкой, разного рода ретро-предметы, награды, медали Красной Армии и много чего еще. Перед парком, в бараках площади Тану (название переводится как «площадь свидетеля») — показ фильмов о представленном периоде времени. На парковке стоит знаменитый «Трабант» — автомобиль-символ послевоенной эпохи. Легкая грусть, временами переходящая в ностальгию, любопытство, смех — во время осмотра экспозиции парка возникают самые разные эмоции, сменяющие одна другую.

    << К списку маршрутов